Чистили нефтяной резервуар, а погибли на стройке
12 декабря 2006 года

Неделю назад МЧС сообщило, что на НПС "Калейкино" Ромашкинского районного нефтеперегонного управления случился пожар в 10-кубовом резервуаре для нефтепродуктов: "Жертв и пострадавших нет..." На другой день в осторожных выражениях народу сказали, что после пожара никак не могут найти трех чистивших злополучный резервуар рабочих. В пятницу выяснилось, что они в том резервуаре погибли. По факту их гибели ведется следствие, но кое-какие выводы можно сделать уже сегодня.

Начальник Альметьевского управления МЧС Валерий Грезнев сказал корреспонденту "ВК", что эти трое погибших были простыми строителями, сотрудниками подрядной организации - мензелинского ООО "Легион". А их наняли для работ, требующих специальных знаний и совершенно иной квалификации. Следователь прокуратуры, ведущий дело, говорит, что пока подрядчик так и не подтвердил документально, что они прошли обучение, инструктаж, сдали экзамены. И главной версией следствия остается версия о том, что взрыв на НПС "Калейкино" вызвал "человеческий фактор" - были нарушены правила безопасности на взрывоопасном объекте.

Давно стало нормой, когда на опасных и сложных видах работ заняты люди неквалифицированные и непроинструктированные, поскольку они работодателю обходятся куда дешевле, чем профессионалы. Об этом все знают, но это невозможно доказать: общепринятые методики учета подобных происшествий не позволяют обобщать и делать выводы.

Смотрите: по данным МЧС, с начала года в производственных зданиях на охраняемых пожарными отрядами нефтехимических производствах произошло восемь пожаров, но чрезвычайной техногенной ситуацией сочли далеко не все из них. К примеру, июльский пожар на Казаньоргсинтезе таковой не считается, поскольку жертв и разрушений нет. Потенциальная же опасность в случае неблагоприятного развития событий в расчет не принимается.

А заместитель руководителя инспекции труда Ирек Мухаметшин сказал корреспонденту "ВК", что его ведомство старается не дублировать в своих отчетах происшествия, зарегистрированные Ростехнадзором. В соответствии с этой установкой ЧП в Калейкино, в обстоятельствах которого вчера на месте разбирался заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Черенков, в отчетах инспекции труда может и не фигурировать. Хотя Ростехнадзор вообще-то следит за нарушениями производственного процесса, а инспекция труда - за нарушениями в области охраны труда, так что ЧП на НПС "Калейкино" было вполне логично расследовать по линии обоих ведомств.

Пока же мы имеем следующее. ЧП не суммируются, а дробятся, и статистика у каждого ведомства выглядит вполне благополучной - это раз. Анализ ЧП сводится к подсчету трупов и сравнению их количества с прошлогодними данными без далеко идущих выводов - это два. А учет трупов происходит по отраслям промышленности так, что не отражает даже реальной картины - это три. И трупы эти на страницах отчетов не связываются с нарушениями техники безопасности - это четыре.

...По словам Ирека Мухаметшина, за девять месяцев этого года травматизм со смертельным исходом резко вырос в строительстве, энергетике, в пищевой промышленности и упал в нефтехимии. В прошлом году, согласно данным Гострудинспекции, в вышеперечисленных отраслях уровень травматизма падал, а в нефтехимии рос. Но можно ли считать эти данные не только показательными, а вообще сколько-нибудь корректными, если трое погибших в прошлый вторник на нефтехимическом предприятии работников ООО "Легион" будут учтены в статистике совсем в другой графе - по отрасли "строительство"?

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"